Каким бы лояльным не было руководство, существуют сотрудники, способные вывести из равновесия любого, даже самого снисходительного начальника. О том, что приводит в бешенство руководителей и нарушает спокойную рабочую атмосферу, сегодня в материале проекта «Работа».
Хронические опоздания
Это первая и самая распространенная причина, которая раздражает всех без исключения руководителей. Конечно, речь идет не о форс-мажорных обстоятельствах, в которые хоть раз попадал каждый сотрудник, а о хронической привычке опаздывать. Добавляют масла в огонь нелепые и банальные оправдания, которые способны простое раздражение руководителя превратить в настоящее, сильное чувство.
«Больше всего ненавижу, когда подчиненные, приходя на работу позже меня, начинают нагло врать в глаза, – говорит руководитель отдела продвижения Андрей Севастьянов. – Для оправданий всегда находятся такие банальные вещи, что даже опоздавший школьник бы постеснялся произнести. Затопили соседи, потерял ключи, сломался замок и прочие басни. А одна сотрудница, живя в десяти минутах ходьбы от офиса, умудрялась попадать в вечные полуторачасовые пробки. Опоздания для меня сами по себе являются показателем безответственности сотрудника, а в сочетании с трусостью признаться, что ты просто проспал, это, пожалуй, самый главный раздражитель. И как бы хорошо сотрудник ни работал в течение дня, отношение к нему кардинально меняется».
Поэтому если хронические опоздания – ваш диагноз, то неплохо бы иметь смелость честно поговорить с руководителем об их причинах. Многие компании сегодня готовы пойти на уступки ценным сотрудникам. Например, сдвинуть рабочий график или компенсировать опоздания из обеденного перерыва.
Шумовые помехи
Идеальная рабочая атмосфера предполагает наличие тишины, чтобы все, включая руководителя, могли спокойно решать свои задачи. Однако у особо предприимчивых сотрудников существует целый арсенал приемов для нарушения рабочей обстановки.
«Ничто так не раздражает, как оставленный сотрудником мобильник, включенный на полную громкость, чавканье на рабочем месте и прочий отвлекающий шум, – говорит руководитель отдела продаж Елена Спицына. – Сюда же можно отнести пустое болтание по телефону, обсуждение личных вопросов в рабочее время и иную болтовню. Вообще существуют работники, которые даже сидеть за компьютером умудряются с шумом. То у них стул скрипит, то что-то падает со стола. Я стараюсь такие кадры изолировать от себя в отдельный кабинет, потому что работать в постоянном шуме невыносимо».
Чтобы окончательно добить руководителя и заставить его вас возненавидеть, можно использовать сплетни. Публичное «перемывание косточек» коллегам в рабочее время доведет до невроза любого начальника.
Часто болеющие
Любители отлежаться дома после каждого первого чиха рано или поздно начнут раздражать любого руководителя, даже если частые пробелы в работе подкреплены законным больничным листом. Речь идет не о настоящем гриппе, который может подкосить каждого раз в год, а о сотрудниках, для которых состояние «я приболел» является обычным и вполне естественным.
«Постоянные больничные листы сотрудников – это самая большая головная боль, – говорит частный предприниматель Наталья Неволина. – Мне кажется, что некоторые из работников эти больничные или покупают, или печатают. Я все понимаю, никто из нас не застрахован заболеть осенью и зимой. Но когда сотрудник появляется на работе реже, чем находится на больничном, то терпению приходит предел. К тому же иногда выясняются интересные факты, что «больной» и не болел вовсе, а просто ловко обвел всех вокруг пальца и решил отдохнуть. Таких нужно увольнять при первой же возможности, в конце концов, деньги я плачу за работу, а не за сохранение рабочего места».
Если кому-то это кажется несправедливым, достаточно просто поставить себя на место начальника. Работа стоит, ответственность перекладывается на чужие плечи, а зарплату необходимо платить приболевшему в очередной раз работнику. И уволить его нет никаких законных оснований.
Нарушение субординации
Дружить с начальником, конечно, хорошо. Но не стоит забывать, что он все-таки начальник. Тем не менее существуют сотрудники, которые не стесняются прилюдно похлопать своего босса по плечу и пожаловаться на личную жизнь. Такие отношения между руководителем и подчиненным не только вызывают внутреннее негодование босса, но и способны стать причиной офисных сплетен.
«Довольно неприятная ситуация возникает, когда кто-то из подчиненных решил общаться с тобой «на одной волне», – говорит Андрей Севостьянов. – Положение усугубляется, если в подчинении находится кто-то из друзей. Сам был в такой ситуации и, если честно, не знал, как себя вести. Вроде бы и неловко напоминать другу, кем он является на работе, но с другой стороны, если позволять неформальное общение с одним из сотрудников, все остальные автоматически начинают копировать его поведение. В итоге нарушается субординация и перестаешь вообще ощущать себя руководителем. Единственный способ решения этой проблемы, на мой взгляд, – всегда держать дистанцию с подчиненными. А если в подчинении друг – заранее обговорить этот момент, чтобы на работе не нарушать баланса».
Нельзя забывать, что даже если руководитель принял ваши правила игры и не возражает против общения на равных, вероятнее всего, что внутри его переполняет негатив. Соблюдение правил делового общения поможет избежать серьезных проблем и избавит босса от ненависти к вам.
Посторонние дела на работе
Загруженность некоторых сотрудников не всегда бывает велика, и они ухитряются подрабатывать, не покидая рабочего места. Как это можно сделать? Вариантов великое множество – от написания курсовых работ в помощь студентам до распространения по офису сомнительной чудо-продукции. Уверенные, что их дополнительная деятельность останется незамеченной боссом, некоторые настолько углубляются в нее, что забывают о своих прямых обязанностях.
«Ненавижу, когда подчиненные в открытую рассказывают коллегам об источниках дополнительного дохода, – говорит Елена Спицына. – Или еще хуже – втягивают их туда же. Сетевой бизнес распространяется по офису, как вирус, в результате чего многие забывают о своих должностных обязанностях и большую часть времени посвящают отвлеченным проблемам. Никакие посторонние дела, будь то подработка или увлечение, не должны выполняться в рабочее время».
Поэтому не стоит думать, что босс одобрит вашу разносторонность и поддержит дополнительные источники дохода в рабочее время. Ведь если ваш руководитель не отличается терпимостью, возможно, у него есть на это веские причины.